Уроки Photoshop CS
Глубина цвета
Теперь стоит вернуться
к виртуальной цифровой матрице, которая выше была определена как "битовая
карта".
Информацию об
этом см. в главе 7.
Вспомним, что
в каждую ячейку матрицы размещается бит информации, т. е. одно двоичное число
("0" или "1").
Теперь в связи
с тоновыми изображениями ситуация изменилась: каждый пиксел тонового изображения
требует для своего представления не одного двоичного бита, а восьми, т. е. целого
байта информации. И требуется сообразить, где разместить дополнительные семь
разрядов.
Замечание
Обычно слушатели
в данном случае предлагают "замечательный" вариант: разбить каждую
ячейку (элемент дискретизации — пиксел) на восемь частей, а затем новые ячейки
заполнить, как и ранее, отдельными двоичными битами.
При этом, разумеется,
они не правы по следующим причинам.
- Во-первых,
если разбить ячейку дискретизации (пиксел) на более мелкие "части",
то тем самым изменится разрешение, что, согласитесь, не входило в наши планы.
- Во-вторых,
хоть пикселы и станут меньшего размера, но в каждую ячейку все равно предполагается
сохранять по одному биту, что сохраняет штриховой характер изображения.
- В-третьих,
даже, если допустить предложенное решение, потребуется непременное условие:
каким-то образом обеспечить дополнительную систему различения границ пикселов.
Так что это предложение
не решает проблему. Более того: разрешение никакого отношения не имеет к тоновым
значениям.
Важная
мысль
Разрешение совершенно
не связано с тоновыми уровнями.
Замечание
Справедливости
ради стоит отметить, что действительно существует способ имитации тоновых
уровней с помощью штриховых пикселов (так называемый "dithering"),
когда несколько пикселов призваны вызывать у зрителя ощущение какого-либо
тона. Такой способ активно использовался во времена ограниченных возможностей
мониторов.
В самом деле,
сохраняя принятое определение битовой карты и условие неизменности разрешения,
проблема решается за счет добавления новых битовых карт по числу дополнительных
разрядов. Эти дополнительные карты располагаются "как бы" в пространстве,
а именно в "глубину" (рис. 9.3).
Замечание
Понятие битовых
карт как битовых плоскостей нашло свое отражение в одном из очень ранних графических
форматов PCX. Байт "65" специально отведен для кодирования информации
о количестве битовых плоскостей.
Рис.
9.3. Расположение дополнительных битовых карт "в глубину"
И, соответственно,
общее количество битовых карт (а по сути разрядов или двоичных цифр) определяет
"глубину" таблицы квантования. В английской терминологии этот параметр
получил название "color depth", что дословно означает "цветовая
глубина", а в русском языке прижилась форма "глубина цвета" (уже
существовало схожее словосочетание в обиходе художников и маляров: "глубокий
тон", "глубокий цвет" означает особое впечатление от темного
цвета).
Замечание
Другими словами,
следует обратить внимание, что понятие глубины цвета — это чистая метафора.
Специалисты, которые ввели в оборот это понятие, представили мысленно, как
дополнительные битовые матрицы располагаются "как бы" в глубину.
На самом деле, конечно, никакой глубины не существует (особенно если учесть,
что вообще вся цифровая информация располагается строго последовательно),
а только художественный образ. Поэтому можно слово "глубина" поставить
в кавычки.
Единица измерения
глубины цвета
Глубина цвета
— это важнейший параметр цифровой графики, поэтому он должен иметь количественную
меру. Следовательно, необходимо определить и принять соответствующую единицу
измерения.
Замечание
Напомним, что
единицей измерения разрешения является ppi, т. е. количество элементов, или
пикселов, в дюйме.
А глубина цвета
измеряется в количестве разрядов, или битов, которые отводятся на каждый пиксел
изображения, т. е. общее количество битовых карт и будет единицей измерения
глубины цвета.
Определение
Глубина цвета
измеряется числом двоичных разрядов, отведенных для каждого пиксела.
Мы довольно много
обсуждали черно-белую штриховую графику, теперь можно сказать, что глубина цвета
у такого вида графики равна одному биту, поэтому такую графику иногда называют
"однобитовой" ("1-bit image", или просто "bitmap image").
Если используется
тоновое изображение, то глубина цвета такого изображения традиционно равна восьми
битам, поэтому такое изображение называют "8-bit image" (восьмибитовое
изображение), кроме того, у него есть специальное название: "grayscale"
("серая шкала").
Замечание
Поскольку глубина
цвета измеряется количеством битов, у этого параметра имеется синоним, который
довольно часто встречается в специальной литературе, — "bit depth"
("битовая глубина"), что, конечно, с первого взгляда совсем уж непонятное
сочетание, если не учитывать его метафорического происхождения.
|