Самоучитель по Adobe Illustrator
ПРИЛОЖЕНИЕ
5
ДИЛОГИЯ ОСНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Дисгармония эпохи
Современный этап развития творческой
области, именуемой "дизайн" (в самом широком смысле), характеризуется
вопиющим перекосом между безгранично широкими техническими возможностями и чрезвычайно
узкими концептуальными рамками. Компьютерные технологии, развивающиеся очень
бурно, создают иллюзию параллельного роста творческих возможностей, что, как
минимум, не соответствует действительности.
Барахтанье в сложностях современных
программных средств, в бесконечных противоречиях их версий и релизов, в трагических
нестыковках форматов, в откровенных ошибках и терминологической разнузданности
обеспечивает видимость кипучей жизни, замкнутой на самой себе.
Изобретение устойчивого сочетания
"компьютерный дизайн" служит окончательным оправдательным аргументом,
когда изучение дизайна повсеместно сводится к изучению программных приложений.
Появление нового цифрового фильтра или эффекта широко отмечается на рекламных
полосах, обложках книг и Web-страницах.
Опасность любой индустриальной
технологии заключается в том, что она предназначена в конечном счете только
для самой себя. Полезность ее — это только некий побочный эффект, который достигается
не с помощью самой технологии, а с помощью ее диалектического отрицания (как
любил говорить Гегель — "снятия"), с обуздания ее категориями, не
имеющими никакого технологического воплощения: меры, красоты, истины и гармонии.
Обращение к подобным вечным категориям
— это добрая воля отдельных желающих, прочие придумали удобные теории: "дизайн
— это то, что продается", "литература — это просто буковки на бумаге"
и т. д.
Мировой локомотив технологий, сметая
былые авторитеты, уничтожая критерии и традиции, набирает ход. Кому не хочется
занять в нем место и, не думая, не рефлексируя и не мучаясь, мчаться вместе?..
Куда? Зачем?
Для ответа на эти зловредные вопросы
необходимо задуматься и обратиться к пройденному пути, оглянуться назад, отследить
рельсы, которые привели к текущему моменту. Ведь, может быть, это незаметный
и все ускоряющийся путь вниз. Для этой цели важно обращение к истокам и вехам.
И очень своевременно, на наш взгляд,
московский издатель Дмитрий Аронов опубликовал два небольших тома известного
дизайнера, теоретика и педагога Иоханнеса Иттена (1888—1967). Оба тома имеют
знаменательные названия: "Искусство цвета" (книга вышла в 2000 году)
и "Искусство формы" (книга вышла 2001 году).
Иоханнес Иттен принадлежит к выдающейся
плеяде творцов стиля XX века, развивавших принципы владения двумя основными
и универсальными категориями художественного творчества — цветом и формой.
|